Гарри Поттер дышит в спину.
"В России бесплатно читают нового "Гарри Поттера", пока остальной мир его покупает", - сообщает "Газета" уже в заголовке материала, в котором комментируется официальный релиз шестой части эпопеи о Гарри Поттере в субботу, 16 июля.
"Не успел пробить долгожданный час, как на некоторых сайтах русского Интернета в рамках форумов, посвященных фэнтези и конкретно творчеству Джоан Роулинг, появились главы ее новой книги "Гарри Поттер и Принц-полукровка", - пишет газета. - Оригинальный английский текст представлен уже значительной своей частью".
"Судя по сетевым сообщениям об авральной деятельности энтузиастов-переводчиков, самодеятельная русская версия не заставит себя ждать и вот-вот будет выложена на тех же сайтах. За это в конечном счете нужно благодарить расторопных англоязычных читателей, молниеносно сделавших текст доступным в сети", - прогнозирует газета.
А Антон Долин, автор другого материала "Газеты", озаглавленного "Школьные годы зловещие", видит "нечто жутковатое" в том, что "книгой, объединившей все человечество в самом начале XXI века", стала книга для детей.
"Чем вызван повальный инфантилизм? Неужто недочитали сказок в детстве? - спрашивает Долин. - Вряд ли; к российскому контингенту это уж точно не относится, на сказки СССР был богат. Или это своеобразный эскапизм перед лицом жутких реальных событий, терактов и войн?"
"Вопрос, конечно, к психологам и социологам, а не к тем, кто занимается культурой. Но бесспорно, что культура эта штампует в последнее десятилетие куда больше детских образов, чем раньше, - констатирует автор. - Полвека назад взрослый человек, играющий в любые детские игры для собственного удовольствия и читающий детские книги, прослыл бы эксцентричным чудаком... Сегодня же человечество напряженно следит за перипетиями школьной карьеры Гарри Поттера и увлеченно играет сутки напролет в компьютерные игры. И никто не стесняется в этом признаться".
Даже Голливуд, давно примерившийся снимать сказки именно что для взрослых, сдался: на третий год бесконечного номинирования на "Оскар" все-таки отдал пальму первенства "Властелину колец", отмечает Долин. А несколько лет назад в число "оскаровских" номинаций был внесен пункт "Лучший полнометражный мультфильм", без которого раньше как-то обходились - даже несмотря на гегемонию студии Диснея.
"Достаточно посмотреть на прокатную статистику, чтобы понять, как резко увеличилось процентное число блокбастеров, снятых по мотивам комиксов, в сравнении с предыдущими десятилетиями, - констатирует автор материала. - А ведь комиксы в Штатах все население читает уже почти сто лет".
Долин считает, что Россия "этой эпидемией" охвачена "лишь частично, постольку поскольку": "Одного "Ночного дозора" недостаточно, "Волкодав" еще не скоро пойдет в кино, а разные книжные "Порри Гаттеры" и "Тани Гроттеры" все ж не сравнятся с прототипом и высокобюджетную киносказку о них у нас снимут вряд ли".
И в заключение: "Но в такие дни все же кажется, что Поттер дышит в спину. И чувствуешь порой, будто проснулся только что от характерного кошмара: снова школа, снова контрольная, того хуже - экзамен, и пойди объясни строгому учителю, что урок не выучен, потому что ты давно женат/замужем, работаешь и растишь потомство в собственной квартире. Просыпаешься и думаешь: нет, только не школа. Даже если речь о школе колдовства "Хогвартс"".
Обзор подготовила Ирина Розенбранд, Служба мониторинга Би-би-си