Испытание огнем
Блаженны честные и целеустремленные, ибо отлично ведают они, что творят, и творят именно то, что обещают. Блаженны и те, кто выбирает правильные примеры для подражания, а на неправильные чихает с высокой Эйфелевой башни.

Майка Ньюэлла, по большому счету, сложно назвать человеком, которому для творчества нужны какие-либо примеры и ориентиры. Даже если вас что-то не устраивает в его фильмографии — а нас, положим, совершенно не радуют «Донни Браско» и «Улыбка Моны Лизы», — это еще не отменяет того факта, что за всю свою долгую жизнь Майк поучаствовал в семидесяти с гаком постановках. И пусть львиная их доля была предназначена исключительно для телепоказа, опыта у этого 63-летнего товарища — хоть лопатой ешь. Сам с радостью поделится − только попросите.

Тем не менее, господин Ньюэлл, очарованный, по его собственным словам, работой куда более молодого Альфонса Куарона, не раз во всеуслышание заявлял, что намерен продолжить дело Великого Мексиканца, выведшего сериал из того тупика, куда бедняжку загнал старательный ремесленник Крис «Ксерокс» Коламбус.

И сейчас уже не столь важно, шли слова Майка от самого сердца или же были прочитаны по бумажке с текстом, который сочинили пиарщики из Warner Bros. Важно другое — пообещав не уронить марку, Ньюэлл ее и не уронил. Да, фривольничать до такой степени, которую позволил себе Альфонсо в «Узнике Азкабана», режиссер «Кубка огня» не стал, но с главной задачей — сделать киноповествование не менее увлекательными, чем книжное, да еще и создать должную мрачноватую атмосферу − справился с блеском.

Темнота наступает

Ни для кого не секрет, что книги Дж. К. Ролинг с каждым годом становятся не только взрослее, но и мрачнее. Начав с восторженной сказочки про маленького мальчика, попавшего в волшебную школу, уже к шестой книге писательница успела убить двух ключевых персонажей, запугать многих обитателей Хогвартcа до состояния «Мама, я хочу домой», снисходительно позволила Гарри и Рону позажигать с девочками (до петтинга и секса, правда, дело так и не дошло, но еще не вечер) и вообще заставила читателей ожидать самого что ни на есть худшего. Все герои сидят на запасной скамье смертников — любому из них в любой момент может настать нежданно-негаданный абзац, и ничего с этим не поделаешь.

И хотя «Кубок огня» рассказывает всего лишь о четвертом годе обучения Поттера-единственного в Хогвартсе, мрачняка здесь в избытке. Тому немало способствует и антураж — Турнир трех волшебников, большую часть испытаний которого иначе как изуверскими не назовешь. То драконы, то подводные заплывы, то вообще прогулки по огромному, зловещему лабиринту с финалом, на который и с высоты птичьего полета смотреть неуютно. Плюс все сцены с участием Волан-де-Морта — милейшего, в сущности, товарища с одним-единственным недостатком — страстью убивать случайно попавшихся под руку людей.

Разумеется, все вышеописанное могло бы превратиться в сущую пустышку, попади исходный материал в менее умелые руки. Да и продолжительность книги не способствует тупому подстрочному переносу текста на экран — чтобы избежать заунывного четырехчасового повествования в духе «Философского камня», приходится идти на компромиссы, резать и упрощать, упрощать и резать.

По счастью, в случае с «Кубком огня» все эти «упрощения» пошли фильму исключительно на пользу. Самый, пожалуй, яркий пример — это значительно сокращенная линия «Гарри и Рон поссорились» и канувшая в лету героическая борьба Гермионы за права домовых эльфов. Действительно, на кой это все здесь сдалось?

Цитата:
"О, Гермиона, ты же ведь девчонка, верно?" (Рон Уизли)

На их плечах

Сравнивать фильм с книгой можно еще очень долго, но занятие это неблагодарное и совершенно лишнее. Литература — это одна субстанция, кинематограф — совсем другая, и смешивать их следует с превеликой осторожностью − во избежание опаленных ресниц, а то и чего похуже.

Нам же вполне достаточно знать, что повествовательная часть «Гарри Поттера и Кубка огня» выполнена на твердую пятерку. Кому-то фильм может показаться слегка рваным, но это всего лишь обратная сторона его высочайшего динамизма. Когда события сменяют друг друга с недетской скоростью, люди, сидящие внутри кинематографического болида, наслаждаются поездкой, а те, кто по какой-то причине остался на обочине, сглатывают слюну, поправляют испорченную порывом ветра прическу и брюзжат на тему: «Носятся тут как угорелые, того и гляди — расшибутся».

Радует, что в кабине этого болида оказались и все ведущие актеры — эта братия от серии к серии прибавляет в лицедейском мастерстве, и надо очень сильно постараться, чтобы этого не заметить. Страшно даже подумать, что получится из Эммы Уотсон к седьмому фильму, и если уже в «Кубке огня» девушка так очаровательна и естественна. Своего апогея ее игра достигает в эпизоде ссоры Гермионы с Роном после школьного бала — вот уж где эмоции бьют через край! Подумать только, а ведь в «Философском камне» и «Тайной комнате» актриса не вызывала ничего, кроме раздражения. Бывают же сюрпризы.

Исключительно положительные эмоции вызывает и Брендан Глисон, идеально вошедший в образ Грозного Глаза Грюма — одного из самых сюжетно важных персонажей. Как это часто бывает в отличных фильмах, среди актеров вообще сложно найти откровенного халявщика, но этот мистер на пару с Уотсон тянет на себя одеяло зрительской любви с удвоенной силой. Ах, да, еще, конечно же, весьма и весьма хорош Ральф Файннс, но от исполнителя роли Того, Кого Нельзя Называть, ничего другого как-то и не ждешь. Скверный антагонист − это нонсенс, присущий исключительно скверным фильмам, каковым «Кубок огня» не является.

Туда же, в предсказумо удачные работы, следует записать и Алана Рикмана. Профессор Северус Снейп — это своего рода визитная карточка сериала, железобетонный фундамент, который не подведет ни при каких обстоятельствах. И даже когда экранное время профессора зельеварения исчисляется минутами, они наполнены искренним удовольствием от созерцания этого мрачного типа в черных одеждах, а в «Кубке огня» — еще и не менее искренним смехом.

Новая надежда

О спецэффектах и сценах, подразумевающих хоть какое-то действие, говорить вовсе необязательно — в этом смысле сериал всегда держался на примерно одинаковом отличном уровне, и четвертая инкарнация мало чем отличается от предыдущих − разве что уровень съемок и компьютерной графики стал еще немного выше. Впрочем, было бы непозволительной наглостью не упомянуть о шикарной Рогохвостке, да и за внушительную реализацию смертельного заклинания Авада Кедавра авторам хочется сказать отдельное спасибо.

Единственное, чего откровенно не достает «Кубку огня» — это чарующей музыки Джона Уильямса, выложившегося в «Узнике Азкабана» не на сто, а на тысячу процентов. Патрик Дойл, при всем уважении, это все же композитор несколько иного уровня, и хотя его вариации на заданную тему по-своему хороши, по трогающим за душу вещам вроде Buckbeak’s Flight или A Window to the Past немного тоскуешь.

По счастью, именно что немного и совсем недолго — фильм банально не оставляет на это ни времени, ни желания. Майк Ньюэлл, сам того не ведая, подарил нам надежду на то, что творческий успех «Узника Азкабана» и «Кубка огня» — это не случайность, а закономерность, и что «Гарри Поттера» все-таки ждет светлое будущее. В метафорическом, разумеется, смысле.

Без этой надежды ожидание «Ордена Феникса», «Принца-полукровки» и последнего, седьмого фильма стало бы довольно тоскливым.

Михаил Судаков
22 декабря 2005

Вердикт: Кино
Перевод: Штамповка